23 мая 2023
ОФИСНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Новые ориентиры
На недавно прошедшей в Москве конференции «Офисный формат: новые ориентиры рынка» ведущие специалисты офисной недвижимости обсудили современные направления развития рынка коворкингов, преимущества гибких офисов над классическими, тенденции в дизайне и способы привлечения резидентов.
«АЙКИДИЗАЙН» стало участником этой конференции в лице генерального директора Ларисы Аникановой.

Конференцию начал Александр Ошурко, президент Ассоциации КОКОН. В своем исследовании рынка корпоративной недвижимости он отметил, что гибкие офисы сегодня так же, как и несколько лет назад, остаются востребованными.

В 2022-м году в Северной столице открылось 19 новых коворкинг-центров. В основном они расположены в центре Санкт-Петербурга. Сейчас в городе работают 88 коворкингов. Такой рост объясняется тем, что в прошлом году выросло количество предлагаемых рабочих мест в коворкинг-центрах – на рынок вышло 2536 новых мест или 15900 кв. м., валовый объем предложения увеличился на 31% или на 2500 рабочих мест – такие данные в своем выступлении привела Нелли Алейникова, директор департамента по работе с корпоративными клиентами компании Maris1.
Сегодня сотрудники, возвращаясь с удаленной работы, предпочтут коворкинг-центры, а не классический офис. Поэтому именно гибкие офисы выступают, как способ вернуть работников с удаленной занятости. Об этом аудитории рассказала Татьяна Шараева, президент Национальной Ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов. Она отметила, что сотрудники не готовы выходить в офис, так как им нравится работать дома в комфортной для них обстановке, а также иметь свободный график.

«По данным отчета CoworkingInsights за 2022 г., 71% сотрудников, которые работали в коворкингах до пандемии, вернулись в них. А 54.9% работников хотели бы работать в гибком офисе»1.
Факторами, привлекающими резидентов, поделился Владимир Дорофеев, основатель и генеральный директор сети коворкингов «Практик» и OFIX. Он подчеркнул, что высокое качество жизни сотрудника во время нахождения его на рабочем месте, – альтернатива тотальному контролю. Также перечислил что отвечает за комфорт сотрудника: грамотная планировка, удобство рабочего места, зоны снятия стресса и события корпоративного отдыха.
Помимо всего вышеперечисленного, резидентов привлекают возможности: заниматься хобби, обучаться, обсуждать общие интересы с коллегами, тренироваться в спортивном зале и поддерживать здоровье1.
О том, как изменение образа действий сотрудников повлияла на работу компаний рассказала Елизавета Голышева, директор по стратегии и продажам Multispace: компании все чаще используют бизнес-стратегию Аctivity-basedworking, которая предоставляет человеку выбор пространства для различных видов деятельности на рабочем месте1.
Елизавета считает, что вскоре офисы станут пространством не только для работы, но и для жизни и продуктивного общения.

О составе резидентов в общественных пространствах рассказал Филипп Долматов, генеральный директор сети кампусов NAMES: «Состав участников делится на корпоративных резидентов (30%), предпринимателей и самозанятых (70%). Популярные ниши: SMM, маркетплейсы, консалтинг, психология, бьюти и услуги» 1.

Конференц-зал в коворкинге smart на ул. Новгородской, 23 (г. Санкт-Петербург). Дизайн выполнен бюро "Айкидизайн"
В своем докладе «Как правильно сформированная концепция проекта определяет его успешность на всех этапах эксплуатации в дальнейшем?» Михаил Бродников, управляющий директор Space 1, подчеркнул, что успех эксплуатации пространства в первую очередь зависит от правильного выбора локации с изначально хорошими планировочными решениями, в котором необходимо сразу наметить зоны будущего пространства. Также важно сосредоточиться на потребностях клиентов, обеспечить быстрый заезд, управлять их ожиданиями и помнить про генеративное планировочное решение1.
О способах увеличить стоимость пространства и повысить прибыль владельца недвижимости рассказала Лариса Аниканова,
генеральный директор «АЙКИДИЗАЙН». Неиспользуемые площади и неудобную недвижимость можно монетизировать — собственник может получать дополнительный доход, сдавав ее в субаренду и организовав в ней гибкое пространство.

Часть своего офиса владелец помещения может также передать под внешний коворкинг в ведение профессиональной управляющей компании. В случае увеличения рабочих мест и расширения бизнеса собственника, сотрудники могут продолжить работать в этом гибком пространстве, но часть резидентов по-прежнему останется внешней, что гарантирует дополнительную прибыль.
В случае сдачи под коворкинг части или всей простаивающей недвижимости управляющая компания привлекает бюро «АЙКИДИЗАЙН» для создания оптимального тестового планировочного решения с целью расчета инвестиционных затрат и сроков окупаемости1.

Лариса Аниканова
Генеральный директор бюро дизайна общественных пространств "Айкидизайн"
Еще один способ увеличить доходность недвижимости – использовать придомовую территорию, как торговое и арт-пространство. Слова Ларисы подтверждают данные аналитиков ГК «БестЪ»: «80% проектов комплексного освоения территорий включают обустройство общественных пространств: пешеходные и рекреационные зоны, бульвары, набережные и т.д.», что стимулирует развитие районов, в которых происходит массовое освоение территории2.
Коворкинги, будучи популярными еще во время пандемии, не только не перестают быть актуальными, но и продолжают интересовать инвесторов, собственников коммерческой недвижимости и резидентов. Наше бюро «АЙКИДИЗАЙН» не просто их проектирует, но и глубоко погружено в эту тему, активно изучает тенденции и участвует в главных событиях индустрии недвижимости.
Хотите увидеть больше наших статей?
Жмите на кнопку ниже